Валовая маржа

Валовая маржа или Gross Margin  — это частное от деления валовой прибыли (продажи минус себестоимость) к продажам. Формула выглядит так:

валовая маржа формула
Пример расчета валовой маржи в Excel

Компаний из разных отраслей промышленности обычно работают с разным коэффициентом валовой маржи. Во многом величина коэффициента зависит от вылечены себестоимости продаж, а себестоимость от отрасли в которой работает конкретная компания.

Когда случаются разовые события (судебные разбирательства, амортизация нематериальных активов, расходы на реструктуризацию, расходы связанные со слиянием и поглощением), или события которые не несут прямого отношения к деятельности фирмы (разовые заработки), то коэффициент следует откорректировать для сопоставимости с другими отраслевыми компаниями или при анализе средних.

В таблице ниже представлены коэффициенты за десятилетний период и средние за два пятилетия всем знакомых компаний (Costco, Ford, McDonalds, Visa) работающих в разных отраслях промышленности. Под таблицей приведены комментарий по себестоимости и другим факторам формирующим значения коэффициента.

Коэффициент валовой маржи

У компании Ford, работающей в автомобильной промышленности, коэффициент один из самых низких наряду с Costco, управляющей магазинами складского формата.

Низкая маржа Costco связана с тем, что компания старается продавать товары по более низким ценам чем их конкуренты, что бы компенсировать низкую наценку на товары снижается себестоимость сбыта – это достигается за счет снижения затрат на обслуживание и амортизацию складских помещений, имеющих минимум дизайна, и требующих минимальных трудозатрат на выкладку и обработку товара. Низкие цены стимулируют продажи, те в свою очередь оборачиваемость запасов.

У Форда причина низкого коэффициента валовой маржи кроится в высоких производственных затратах, связанных с производством автомобилей, запчастей, амортизацией капитала; гарантийным обслуживанием и трудовыми затратами на производстве. Видно как в конце первого и начале второго пятилетия значение коэффициента снизилось, что бы выяснить причину нужно заглянуть в финансовую отчётность.

У McDonalds расходы связанны прежде всего с затратами на продукты питания, оборудование и содержание ресторанов, аренда и амортизация имущества. Последние три года коэффициент валовой маржи показывает рост, что обусловлено стратегией, начатой фирмой в 2015 году, по увеличению доли прибыли от франчайзинга. Эта модель позволила снизить операционные затраты и переложить инициативы по реинвестированию капитала на владельцев франшиз.

Валовая маржа Visa зависит, помимо расходов на заработную плату и амортизацию, от расходов на эксплуатацию сети обработки данных, включая обслуживание, аренду оборудования и плату за другие услуги обработки данных. Валовая прибыль Visa является самой высокой в группе, что достигается за счет высокой автоматизации процессов и масштабов бизнеса.